Газети

 

Действующий руководитель партии «Батькивщина» в Киевской области, народный депутат Константин Бондарев возглавил партию Тимошенко в регионе несколько месяцев назад. Но сегодня областное управление юстиции, по словам Бондарева, делает все, чтобы помешать ему и его соратникам зарегистрировать изменения в руководстве областной организации, что ставит по вопрос участие «Батькивщины» в выборах в облсовет. 

В минувшую пятницу, 27 августа, Бондарев и его соратники провели под стенами управления юстиции митинг и уличную конференцию партии, чтобы подтвердить таким образом полномочия нового главы областной организации «Батькивщины». Там против участников мероприятия неизвестные применили слезоточивый газ.

Константин Бондарев рассказал «Главкому», что бывший глава Киевского облсовета и областной организации «Батькивщины» Владимир Майбоженко, возможно, использует печать организации, чтобы заблокировать деятельность партии Тимошенко в области. Он также рассказал о тактике партии на местных выборах, об очищении в команде Юлии Тимошенко и о том, когда она вернется к власти.

Скажите, кто сегодня стоит за Владимира Майбоженко и кто инспирирует его действия?


Сам по себе Майбоженко в этой ситуации никто и ничто. Эта ситуация проецируется на всю территорию Украины. Точно такая же ситуация во Львове, в Харькове, в городе Киеве. От такой схемы страдают в основном западные и центральные регионы. Это спланированная программа, которая уже раньше обрабатывалась раньше.

Давайте вернемся к Киевской области. Кто здесь стоит за действиями бывшего главы «Батькивщины»?


Это губернатор Анатолий Присяжнюк. Областное управление юстиции подчиняется ему. Отданы сверху все команды и ровно через пять минут после того, как мы предоставляем в облуправление юстиции документы, которые от нас требуют, в управлении появляется Майбоженко. Ровно через пять минут! Значит, его информируют о том, что мы подаем какие-то документы, он берет их копии, он приезжает в областную администрацию со своими документами, там собирается консилиум юристов и они принимают решение как двигаться дальше, чтобы нам помешать, отказать

А какая, по-вашему, мотивация у Майбоженко?


Ему пообещали должность во власти. Юрий Бойко пообещал Майбоженко пост замминистра топлива и энергетики.

Возможно, Майбоженко поддерживает кто-то из руководства «Батькивщины»?


Людей в руководстве партии, не считающих, что он предатель, нет.

Что вы можете предложить сегодня избирателям Киевской области? С чем вы идете на местные выборы?


Жители Киевской области видят нашу активную агитацию, мы проводим большое количество мероприятий, мы выпускаем большим тиражом свои газеты, они знают и идеи, которые мы хотим донести до них. Я предложил абсолютно новую стратегию, призывая голосовать не за известных личностей, а за людей, которых они знают и доверяют, но которые уже много лет входят в партию «Батькивщина».

Но сейчас многие партии пошли по похожему пути предварительного согласования кандидатов с избирателями. На чем вы будете строить программу списка «Батькивщины» в областной совет?


Мы предлагаем немного изменить подходы к местным выборам. Не должна навязываться одна программа на территории области, потому что проблемы Полесского района и Белой Церкви разные. В Полесском районе – это рабочие места, а в Белой Церкви – это строительство металлургического комбината.

Мы должны, прежде всего, избрать в органы местного самоуправления людей, которые живут на этой территории, знают ее проблемы, пользуются доверием людей. У каждого кандидата в нашем списке должна быть своя стратегия, люди в результате будут голосовать и за лицо и за идею. Но для того, чтобы все это реализовать нам нужно, чтобы выдвижение этих кандидатов было естественным, через народ.

Мы предложили в Киевской области народный праймериз: открытии телефонную линию, напечатали листовки, объявили об этом в СМИ. Я вам хочу сказать, что тысячи людей уже позвонили и предложили кандидатов, которых они знают и которым они доверяют.

Сейчас вы работаем с этими людьми, чтобы окончательно сформулировать идеи для выборов.

Вы не боитесь, что через праймериз вам подсунуть каких-то кандидатов, которые потом вас предадут, подобно Майбоженко?


Боюсь. Но я вынужден это делать, потому что другого пути нет. Для того, чтобы отфильтровать людей, которых может к нас заслать власть через праймериз, мы и просим избирателей рекомендовать нам в списки только членов «Батькивщины». Мы не будем брать в списки членов других партий.

Если мы после публикации проекта избирательных списков получим насчет кого-то из кандидатов негативные отзывы, то мы будем отзывать такого человека из списков.

«Влияние Ульянченко в Киевской области – это миф, это информация из тех двух статей, которые она сама написала»

Как вы сегодня сотрудничаете с другими оппозиционными силами?


Мы недавно создали Комитет Защиты, у нас есть общая позиция. У нас есть общие программы, с Самообороной, Рухом, УСДП.

А с партией «Наша Украина»?


Пока они не выходили на нас. Мы не сильно активно работали с ними, потому что я не знаю, кто сегодня руководит НУНС.

Вы рассматриваете «Нашу Украина» как потенциального союзника в Киевской области?


Организации этой партии сегодня в области не существует, да и никогда она не существовал. Я не помню, чтобы Вера Ульянченко проявила какой-то талант в организации работы и в партии, и в администрации. Мы же фактически воевали с ней, критиковали ее. Сегодня ее влияние в Киевской области – это миф, это информация из тех двух статей, которые она сама написала.

Вы довольны тем, как происходит сегодня анонсированное Тимошенко очищение рядов?


Я вижу очень серьезное изменение лиц в руководстве партии. Я вижу обновление в руководстве областных организаций.

О каких новых лицах в руководстве вы говорите?


Вы знаете, я не хочу вдаваться в детали. Но в центре у нас есть один руководитель – Юлия Владимировна Тимошенко.

И вы считаете, что это не является слабой стороной партии? Всегда только один лидер, а рядом с ней – мало ярких личностей.


А вы считаете, что у нас мало в партии опытных политиков? Их достаточно.

Я могу сказать, что происходит в региональных организациях и в частности в Киевской области. Мы действительно обновляемся, чистимся от всего, что поприлипало за все пять лет, которые мы якобы были при власти. На самом деле властью мы никогда не были, потому что постоянно делились какими-то квотами. На территории области, к примеру, между «Батькивщиной» и властью была война. Я лично воевал против Жовтяка, потому что считаю, что нельзя продавать землю, даже на аукционах, если это не согласовано с территориальной общиной.

С Ульянченко была другая проблема: они с Балогой назначали глав райгосадминистраций, которые, по сути, и были земельной мафией.

У вас сегодня есть проблемы с бизнесом в связи с деятельностью в «Батькивщине»?


Я вам скажу, что есть очень много народных депутатов, которые являются успешными бизнесменами, но при этом не являются успешными политиками. Они не бывают на своих территориях, не двигаются в партии. Как вы видите, я являюсь в чистом виде партийным функционером, а не бизнесменом, мне нравиться общественная деятельность.

Будет кто-то осенью покидать фракцию БЮТ в Раде?


А вы считаете, что человек, который решил стать предателем, анонсирует свой переход? Предательство остается предательством. Я видел людей, которые вечером жмут тебе руку, и вы боретесь за общее дело, а утром боятся тебе в глаза смотреть. Просто звонят по телефону и говорят, мол, меня уже не будет рядом с вами, потому что я с чем-то не согласен. Я предлагаю: ты приедь, в глаза скажи, что ты с чем-то не согласен. Но человек обычно избегает встречи. Это психология предателя.

Как вам кажется, те люди, которые сейчас окружают Тимошенко, способны помочь ей вернуться во власть?


Во власть возвращают не конкретные люди, политологи. Во власть возвращают избиратели. Тут вопрос не в окружении, а в отношении к себе самих наших избирателей.

Еще полгода назад многие говорили, что Янукович – это другой человек, годы в оппозиции его изменили, он не такой. Но сегодня мы видим повышение цены на газ, чтобы вернуться долги своему окружению, повышение пенсионного возраста. А ведь еще полгода назад Партия регионов протаскивала закон о соцстандартах!

«Я хотел бы, чтобы мы вернулись во власть вчера, чтобы не проигрывали президентские выборы»

Вам нравится идеи, которые Тимошенко провозгласила на митинге 24 августа? Вам не кажется, что она повторяется?


А что изменилось в нашей жизни за последнее время? Я профессионально занимаюсь исследованием того, что интересует людей: рабочие места, тарифы на ЖКХ, здравоохранение и его качество, дороги, мусор, безопасность.

Тимошенко показывает механизмы защиты интересов людей, пути их достижения. В чем проблема?

Тимошенко заявляет, что Янукович хочется остаться при власти до 2015 года и этом заявлении есть какая-то обреченность. Вы для себя определяете срок, в который «Батькивщина» хочет вернуться во власть? 

Вы знаете, когда я занимался бизнесом, то мне «нравился» подход рекламистов. Всегда, когда мне нужно было продать какую-то продукцию, и речь шла о рекламе, они спрашивали: «Какой бюджет у вас?». Мне всегда было смешно это слышать, и я им говорил, что я не хотел бы вообще ничего тратить, но хочу, чтобы мой товар продавался еще до его производства и желательно с предоплатой за год.

Я хотел бы, чтобы мы вернулись во власть вчера, чтобы не проигрывали президентские выборы. Но вопрос ведь не в том, чего я хочу. Для меня лично не важно, сколько времени я буду в оппозиции, и когда наступит момент, когда я вернусь к власти. Когда общество созреет к тому, чтобы жить свободно и по тем принципам, которые мы предлагаем, тогда мы и вернемся во власть.

Я хочу понять, когда наше общество перестанет ждать реформы от власти, а будет требовать эти реформы. Вот, например, обещал Янукович поднять на 1000 грн. пенсии, то общество должно потребовать поднять пенсии уже в этом году! Обещали стоимость газа сохранить на прежнем уровне – общество должно требовать оставить старые цены!

То есть вы фактически ждете, когда люди сами сподобятся на революцию, на новый Майдан?


Нет, вы знаете, это все возможно и эволюционным путем. Сегодня люди могут сделать свой выбор на местных выборах, через два года у нас выборы в парламент. Знаете, я занимаюсь политикой уже 10 лет, а они пролетели как один день. Я уверен, что 2012 год – это будет очень быстро, ни вы, ни я не успеете этого заметить.

Достаточно ли в штабе Тимошенко поработали на ее победу?


Я не считаю, что мы проиграли. Разница в 3% - это хороший результат притом, что Тимошенко вытащила на кризис на своих плечах. Регионалы говорят, что все это за счет того, что она влезла в долги, а почему же тогда правительство Азарова занимает 4 млрд. у России да еще берет кредит у МВФ? Задолженность по НДС была в феврале 24 млрд. грн., а на 1 июне стала 36 млрд., а сейчас уже за 40 млрд. Они собираются догнать до осени к 50 млрд., чего у нас не было за 2 года.

Если мы будем цинично рассуждать об участи «Батькивщины» как партии, то мы не все сделали, но в масштабах и интересах нации – мы сделали все правильно. Если бы мы заботились только о будущем Тимошенко и партии, то мы бы могли еще за год до выборов уйти из власти. У нас была такая возможность, и нам это было выгодно. Но в тот момент недопустимо было пускать Януковича во власть. Мы вытащили ситуацию, дали стране спокойно пережить кризис.

Да, нам не хватило, может быть, доверия наших избирателей, потому что нас предали наши соратники – «Наша Украина» и Ющенко. Они агитировали голосовать против всех. Эти «против всех» сыграли злую шутку над украинцами. Сегодня, когда во Львове руководители администрации говорят на русском языке, то эта злая шутка особенно чувствуется. Вот это вылезло голосование «против всех»!

Но как можно журить людей, за голосование «против всех»? Они были против Тимошенко и Януковича и сделали выбор по своим убеждениям.


Конечно, эти люди не виноваты. Виноваты политики и, в частности, Виктор Ющенко. Думаю, что украинский народ даст ему соответствующую оценку через некоторое время. Он виноват в том, что за пять лет не создал условия для объединения страны, а постоянно вносил раскол.

У меня тоже есть позиция по национальным вопросам. Но я стараюсь ее не озвучивать, потому что я считаю, что еще лет 20 нетактично говорить на эту тему, потому что живы дети, родители которых погибли в той мясорубке событий. Мы все помним о Волынской трагедии, когда была резня поляков и украинцев, но не время сегодня говорить, кто был прав, а кто виноват. Рано еще, не созрели эти вопросы, они вносят только вражду и раскол в Украине.

Люди оценят предательство Ющенко, предательство идей Майдана, когда он уже через полгода дал индульгенцию всем «браткам». Вот помните, когда через Раду провели закон о неприкосновенности депутатов местных советов, и Ющенко его подписал? Расчет был один: тут же дать возможность избежать ответственности большому количеству людей, которые работали в Партии регионов. Потом был пакт в рамках создания правительства на основе широкой коалиции. Все завершилось агитацией против Тимошенко на президентских выборах.

 31.08.2010
Алексей Педосенко, фото Романа Малко, «Главком»

 Вісті Київщини: Костянтин Бондарєв: Чому у Вишгороді завищені тарифи?


Газета «Вісті Київщини» поставила собі за мету дослідити, чому у Вишгороді завищені тарифи на житлово-комунальні послуги. Ми вже неодноразово надавали слово керівникам міського комунального господарства та відповідним фахівцям Київської обласної держадміністрації.Сьогодні над проблемою розмірковує народний депутат України (фракція БЮТ) Костянтин БОНДАРЄВ.

Сьогодні над проблемою розмірковує народний депутат України (фракція БЮТ) Костянтин БОНДАРЄВ.



– Костянтине Анатолійовичу, на Ваш погляд, чому у Вишгороді завищені тарифи на житлово-комунальні послуги?

– Відомо, що тарифи на житлово-комунальні послуги затверджує місцева влада. Оскільки в розрахунках собівартості завжди присутня постійна складова (наприклад, витрати на заробітну плату чиновникам), збільшення кількості споживачів будь-якої послуги робить її дешевшою. І навпаки: чим менший населений пункт, тим комунальні послуги мають бути дорожчими. Коли ми порівнюємо тарифи на утримання прибудинкових територій у Вишгороді з тарифами у Києві, то бачимо підтвердження цього правила: у Вишгороді вони дійсно вищі, ніж у столиці. Вищі, ніж у Борисполі. Але в той же час маємо чимало прикладів, коли менші за Вишгород міста і селища в Київській області (наприклад, Березань, Миронівка, Баришівка) мають тарифи не вищі, а навпаки – нижчі!

Отже, насправді тарифна політика не завжди залежить тільки від собівартості послуг. На її формування значною мірою впливає рівень освіти депутатів: за відсутності економічної освіти вони без вагань затверджують ті тарифи, які пропонує мер. Є й інший мотив прийняття рішень. Місцеві депутати, звертаючись до мера за сприянням у вирішенні своїх особистих проблем, потрапляють у певну залежність. Тож природно, що коли меру потрібно проголосувати за те чи інше його питання, вони своїми голосами віддають йому борги. За принципом: ти мені, я тобі – вирішуються всі справи в районі.

– Отже, знову корупція?

– Я не вірю в розповіді про повальне хабарництво, про те, що на сесіях голосують за гроші. Насправді все банальніше: мер допомагає депутатам вирішити те чи інше питання, а вони голосують за рішення, потрібні йому.

Звичайно, так роблять не тільки у Вишгороді. Але Вишгород належить до тих міст, де тарифи – одні з найвищих. Я знаю кмітливих мерів, котрі розробляють програми розвитку своїх міст, звертаються з ними до обласних фінансових управлінь, пишуть листи Кабінету міністрів – і в результаті виборюють дотації для зниження тарифів. А Вишгород «виборював» перше місце в номінації «за найвищий тариф», але перебуває на останньому місці щодо одержання державних субвенцій та дотацій на комунальні послуги. Мабуть, це результат незадовільного менеджменту, бо я не думаю, що мер Вишгорода Віктор Решетняк проти того, щоб у будинках була гаряча вода. Просто у нього немає відповідної команди і відповідних знань, аби вирішити ці проблеми. Прикро, що за 4 роки правління команда мера цих знань так і не набула. А ось це вже – фатальна проблема.

– Як, на Вашу думку, можна реформувати тарифну політику у Вишгороді? Яким повинен бути принцип формування ціни на послуги житлово-комунального господарства?

– Вважаю, що принцип зрівнялівки, який діє сьогодні, неприйнятний. Так, ціни на газ, на основні енергоресурси, заробітні плати, механізми постійно зростають, що відбивається й на собівартості послуг. Що ж робити? Нагадаю, що основне завдання місцевого самоуправління – турбуватися про місцевих мешканців. Тому однозначно скажу: ні в якому разі не можна підвищувати тарифи для малозабезпечених!

Витрати, які зростають, необхідно компенсувати не підвищенням тарифів для всіх мешканців, а підвищенням ціни на ці послуги для промислових підприємств та для людей, спроможних заплатити за тарифи більше. Тобто, потрібно розробити тарифну сітку. Скажімо, якщо власник будинку має понад 30-40 кв. м корисної площі на одного проживаючого, то для нього повинен діяти один тариф. Для промислового підприємства чи юридичної особи зі значним оборотом валового доходу можна застосовувати інші тарифи. Для решти людей мають бути найменші тарифи. На прикладі Києва ми знаємо про такі прецеденти, як цільові дотації для малозабезпечених, коли їм платять компенсацію з міського бюджету.

– Але де брати кошти на дотації?


– Відповідь на це запитання відома давно: потрібно не роздавати землю, як це у нас є повсюдно (прикладів тому – безліч), а організовувати конкурси (аукціони) з продажу земель, прав на будівництво, на придбання оренди тощо. Все це принесло б чималі кошти в бюджет. За 4 останні роки у Вишгороді жодного такого конкурсу не було. Уже давно у місті слід провести оцінювання земель, змінивши нормативно-грошову оцінку земельних ділянок, що значно підвищило б оренду за них. Зараз попит на це, можливо, трохи спав, але до недавнього часу він був досить значним. Відомі також прецеденти, маю на увазі місто Українку Обухівського району, де місцева влада одержувала гранди міжнародних організацій на впровадження нових технологій, на збереження електроенергії. Також є багато прикладів надання субвенцій з державного бюджету іншим містам, куди гроші надходили й від фінансових організацій та інститутів. Але чомусь усього цього не було у Вишгороді!

Я не хочу оцінювати персонально, хто кращий, а хто гірший, я тільки аналізую результати роботи команди Вишгородського мера. Доводиться констатувати: я не бачу цієї команди, хоча самого мера знаю досить давно – ще з тих пір, коли ми були депутатами-мажоритарниками в обласній раді. У Вишгороді вже кілька разів змінилися керівники, але, на жаль, у нинішнього мера не тільки немає команди, а немає й ідеї, яку можна було б реалізувати і, власне, немає програми. Вся його діяльність – це декілька збудованих дитячих майданчиків, кілька організованих масових заходів і свят. Все це, звичайно, добре, але в роботі мера має бути система з передбаченими джерелами фінансування як з державного так і з міського бюджетів. Якщо коштів не вистачає, потрібно думати, де їх брати. Один із шляхів вирішення цього, гадаю, можна знайти завдяки коштам від реклами. У Вишгороді є лише кілька рекламних кампаній, які мають свої рекламні площини. Ці кампанії наближені до оточення мера, тому міський бюджет, фактично, нічого від них не отримує. Подібна схема пов’язана й з вивозом сміття, відловом бродячих собак. Адже ж була державна програма зі стерилізації таких собак. Та до Вишгородського бюджету від неї не надійшло ані копійки. Це теж говорить про рівень і показник роботи місцевого керівництва. Самі по собі гроші ні від якого уряду не надійдуть і просто так з неба не впадуть. Треба мати відповідні програми і саме на виконання їх добиватися коштів.

Відсутність усього цього дає мені право стверджувати, що всі наші проблеми, насамперед, завищена вартість тарифів на послуги ЖКГ, відсутність гарячої води – є результатом незадовільної роботи мера та його оточення. Дехто з команди мера, наприклад, його заступник Віта Струкова, не живуть у Вишгороді. Як же ці люди можуть захищати інтереси міста? Як вони можуть оцінии якість комунальних послуг у ньому? Тому такий і результат?

Розмову вів Дмитро БЄЛЯЄВ

ВІСТІ. Новини Лівобережжя Київщини. Костянтин Бондарєв: «Ціни на газ треба піднімати грамотно»

Перш ніж піднімати ціни на газ, треба було провести ранжирування споживачів. Про це під час прес-конференції заявив голова Київської обласної партійної організації «ВО «Батьківщина» Костянтин Бондарєв. 
«Необхідно було розподілити наших споживачів на групи. Пенсіонери, інваліди, малозабезпечені люди мали б отримати преференції у ціні. Вартість газу для цієї категорії людей повинна була б суттєво відрізнятись від ціни на газ, наприклад, для промислових підприємств чи забезпечених споживачів», — наголосив Бондарєв.
Замість того, щоб провести певну структурну реформу і лише потім піднімати ціни на газ, уряд пішов традиційним «совковим» шляхом. Костянтин Бондарєв підкреслює, що звичайним математичним методом потрібно було збалансувати інтереси і можливості всіх споживачів.
«За соціально незабезпечених людей повинні були б заплатити соціально забезпечені. Якщо у вас 30 квадратів корисної площі на одну людину — це один тариф. Якщо у вас менше 20 квадратів — інший тариф. Якщо у вас велике промислове підприємство, яке споживає багато електроенергії, — це одна тарифна сітка. А якщо ви приватний підприємець, який винаймає приміщення площею у 20 квадратних метрів і шиє там одяг, — це інша тарифна сітка, преференційна», — зауважує народний депутат.
Урядовий підхід до підняття тарифів на газ і відповідно на житлово-комунальні послуги абсолютно безглуздий. Костянтин Бондарєв переконаний, що багато людей перестануть платити за комунальні послуги.
«Є небезпека, що платити не будуть. З комунальною дисципліною у нас велика біда. Щоправда, є люди, які платять завжди. Вони і раніше платили, і зараз будуть. Тільки в 1,5 раза більше. А хто не платив, той і не буде платити. Нема ніякої соціальної справедливості. Ця проблема вирішується абсолютно безграмотно», — каже Бондарєв.
13 липня Національна комісія регулювання електроенергетики з 1 серпня підвищила роздрібні ціни на природний газ для населення в середньому на 50% до 72,54-295,41 коп./куб.м (із ПДВ). У «ВО «Батьківщина» таке підвищення вважають необґрунтованим. Саме тому 27 липня народний депутат від БЮТ Сергій Власенко оскаржив в Окружному адмінсуді міста Києва постанову НКРЕ. За його словами, не було жодних юридичних, політичних, економічних обґрунтувань і передумов для підвищення ціни на газ.

Константин Бондарев: “Правительство Н.Азарова превратило налогообложение в сбор оброков”
Константин Бондарев: “Правительство Н.Азарова превратило налогообложение в сбор оброков”


   30 апреля 2010

Харьковские соглашения по газу и российскому флоту, а также последняя скандальная сессия Верховной Рады вскрыли множественные проблемы, которые принесла стране новая власть. О видении действий Партии регионов, о переносе местных выборов на следующий год, а парламентских — на 2015 г., а также о, по сути, феодальной налоговой политике правительства Николая Азарова в интервью рассказал замглавы парламентского налогово-таможенного комитета, член фракции БЮТ Константин Бондарев.

Какими были Ваши первые эмоции, когда Вы узнали о подписании харьковских договоренностей по ЧФ РФ и газу?

Константин Бондарев: Я не отношусь к числу политиков-националистов и избегаю разговоров на темы ОУН-УПА и пр. Но не потому, что боюсь говорить об этом, а потому что не считаю тактичным говорить об этом — это была общечеловеческая трагедия, в которую некоторые политики втянули весь цивилизованный мир. И нецелесообразно сегодня говорить о том, кто виновен, а кто — нет.

К тому же история Украины достаточно сложна и противоречива. И есть смысл обсуждать только последние 20 лет нашей истории. Во всем, что было до того, не поставлена точка. Помните, чем закончилась Вторая мировая война? Тем, что руководство Германии публично покаялось — и началась новая страница в истории ФРГ и всей Европы. В нашей же исторической ретроспективе нет такой нулевой точки. А получать политических дивиденды на спекуляциях трагедиями — недопустимо.

И тут проблема не в том, что ЧФ РФ должен или не должен стоять в Севастополе. Вопрос не в России, а в стоимости аренды пребывания флота в Крыму для РФ. Как принимается решение? Если оно принимается цивилизованно, после обсуждения, как минимум, политиками и принятия некоей общей доктрины подписываются документы — это нормальная процедура. А закрытость принятия последнего решения по ЧФ РФ и породила волну неприятия, как в свое время вопрос о вступлении в НАТО. Если бы Виктор Ющенко не спешил с реализацией этого проекта, а шел цивилизованным, неспешным, демократическим путем — все было бы иначе.

И Виктор Янукович допустил такую же ошибку, как В.Ющенко. В.Янукович важнейшие вопросы — ЧФ РФ, цена на газ, госсобственность на стратегические предприятия — решает впопыхах, не советуясь ни с кем, кулуарно.

Но парламент все-таки ратифицировал соглашение по ЧФ РФ, значит, большинство согласно с такой схемой принятия решений.

К.Б.: То, что произошло в Верховной Раде, нельзя назвать ратификацией. На момент открытия заседания ВР было зарегистрировано 211 депутатов, а нужно 226. И это не давало спикеру Владимиру Литвину права открывать сессию, он сделал это незаконно.

Также не были приведены к присяге 11 депутатов. И, будучи приведенными к присяге, они на сегодня не являются депутатами — с правовой точки зрения. И они не имели права принимать участия в голосовании.

Второй аспект — эмоциональный. Все видели спикера, прячущегося под зонтиками, драки, дым. Почему оппозиция повела себя таким нецивилизованным образом? Для того, чтобы привлечь внимание общественности и СМИ к проблемам с демократией. Сегодня большинство телеканалов принадлежат олигархам, которые ходят под Президентом — идет узурпация информационного пространства. То, что сегодня происходит — это уже диктатура. Мы видели стычки милиции с митингующими, хотя народ вел себя адекватно. Но и такого количества милиции в бронежилетах я тоже давно не видел. И это тоже превышение мер предосторожности.

В то же время, было понятно, что со стороны России продление пребывания ЧФ РФ в Крыму — вопрос сугубо геополитический. Экономическая же составляющая газового пакта стала известна впоследствии, когда Владимир Путин рассказал об атомной отрасли, об авиационных объединениях, когда всплыли проекты совместного экспорта электроэнергии и пр. Глава МИД Константин Грищенко проговорился, что к приезду Президента РФ Дмитрия Медведева готовится к подписанию еще некий пакет соглашений. Потому сложилось впечатление, что Украина продана за 100 долл. снижения цены на газ. Более того, напомню, что накануне подписания газового соглашения с нашей стороны практически никто не знал сути документов, а у россиян, даже журналистов, копии документов были на руках. Возникает вопрос: кто писал харьковские соглашения и о какой экономической и политической независимости Украины можно сегодня говорить?

К.Б.: К сожалению, это именно так. И демарш в ВР вызван тем, что мы сегодня постепенно скатываемся к диктатуре и утрачиваем независимость, вначале экономическую, а затем — и государственную. Сегодня снова обсуждается вопрос Таможенного союза, что противоречит нашим соглашениям со Всемирной торговой организацией (ВТО). И что нам, выходить сегодня из ВТО, а потом снова вступать в него, уже на правах сателлита России?

И все, что за 100 дней сделано новой властью, свидетельствует о продаже интересов Украины оптом и в розницу. Но, мне кажется, дела обстоят еще хуже. Идет даже не продажа, а В.Янукович так возвращает авансы, выданные ему Россией перед выборами. Потому наша задача, как оппозиции, — сохранить независимость и территориальную целостность нашей страны.

Но все комментарии, которые я слышу в украинских и российских СМИ, сводятся к тому, чтобы навязать обществу мысль, будто наша оппозиция выступает именно против ЧФ РФ. Повторюсь: вопрос не во флоте, а в процедуре принятия решений.

Оппозиция сегодня говорит о необходимости внеочередных выборов в ВР. Реально ли их добиться?

К.Б.: Нет, нереально. Задача в том, чтобы удержать дату очередных парламентских выборов. Сейчас уже ходят разговоры о том, чтобы провести выборы в ВР в 2015 г.

Уже есть соответствующий проект документа?

К.Б.: Пока это на уровне идей, но очень может трансформировать в документ.

Что уж тогда говорить о местных выборах, которые должны состояться до конца текущего года.

К.Б.: Партия регионов влияет на своих сателлитов (Блок Литвина и КПУ), чтобы внести изменения в законы и назначит выборы на март следующего года и на мажоритарной основе. И это шаг назад.

Почему? Закрытые списки, думаю, хуже мажоритарки.

К.Б.: Если депутатов местных советов избирать исключительно на мажоритарной основе, то мы придем к феодализму. Что сделают такие депутаты на следующий день после своего избрания? Они побегут к главе местной госадминистрации.

А сейчас они к кому бегут?

К.Б.: Но остается часть депутатов, несмотря ни на что, ориентированных на партию, на определенные задачи, идеологию. И, отказавшись от этого, мы получим колоссальный общественный регресс.

Партийная и идеологическая принадлежность — слабый мотив.

КБ.: Феодализм лучше?

Не лучше. Но переход того же Ивана Сидельника из "Батькищины" и бегство ваших соратников из БЮТ — тому подтверждение.

К.Б.: Что реформировать систему выборов необходимо — не спорю. Но возвращаться к чистой мажоритарке — это было бы большой ошибкой. Кто сейчас бегут от нас? Те, у кого не было привязки к конкретным округам. Они просто прошли по списку и дальше ул. Туровской никуда не ездили. Если человек работает на округе — он не будет бежать из партии.

Но Вы то перешли в свое время из СПУ в БЮТ.

К.Б.: Я перешел, потому что понимал, что после вступления Александра Мороза в коалицию с ПР, очень скоро стану политическим трупом. Я же видел и вижу настроения своих избирателей.

Хорошо. На том же скандальном заседании ВР был принят госбюджет-2010. Как Вы прокомментируете этот долгожданный документ?

К.Б.: Скажу о плюсах, которых немного. Поднимается акцизный сбор на т.н. "шмурдяки" — дешевые и некачественные вина — до уровня водки.

Мировая практика свидетельствует о том, что акцизный сбор — это сбор, призванный сдерживать потребление. Нельзя же сказать, что более вредно — водка или коньяк, сигареты с фильтром или без? Потому следует ввести единую ставку акцизного сбора на уровне 100% от содержания спирта и пересчитывать ее в зависимости от содержания спирта в напитке. При этом необходимо ввести некоторые преференции, для того же пива и сухих вин. Или неким видам алкогольной продукции, имеющим культурную ценность. У нас, например, это массандровские вина. То, что называется марочными винами.

Считаю, что все эти требования законом о госбюджете соблюдены. Кстати, акциз на пиво поднят, но это давно надо было сделать, потому что четыре года акциз на него не рос из-за лобби в парламенте, в том числе — из числа наших партнеров из "Нашей Украины".

Единственная проблема в том, что дана преференция марочным винам, но что такое марочные вина — не сказано ни в одном законе. И как теперь решать этот вопрос — не знаю.

Тенденция с усилением налогового пресса Вас не смущает?

К.Б.: Да, смущает. Если раньше дополнение №5 (к закону об НДС) носило рекомендательный характер, то теперь он обязателен.

 автор: Антон Подлуцкий 

 МАИР: Константин Бондарев: «Государство сегодня не дает бизнесу легализоваться».

Как изменится фискальная политика в этом году? Сможет ли правительство подготовить и утвердить Налоговый кодекс? Чего ожидать бизнесу и рядовым гражданам? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью МАИР ответил заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Константин Бондарев.  

- Константин Анатольевич, дождемся ли мы налоговой реформы, которую обещает правительство в этом году?

- Я не увидел в стратегии социально-экономического развития, которую предложило правительство на этот год, ничего, связанного с изменениями фискальной системы. Поэтому сегодня есть только два пути: либо изменение самой сути фискальной политики, либо увеличение давления на предпринимателей.

Основная проблема фискальной реформы, на мой взгляд, состоит в фактическом отсутствии кадрового потенциала для ее реализации. Нужно не только придумать красивую идею, нужно ее потом правильно реализовать. А делать это некому.

Кроме того, у нас уже второй месяц не выполняется план Министерства финансов по поступлению средств от налогообложения в государственный бюджет. Но этот план – понятие виртуальное, он нигде особо не публикуется. Минфин доводит его до ГНАУ, а в зависимости от того, выполняет его служба или нет, впоследствии он как-то корректируется. Поскольку до недавнего времени мы не имели госбюджета, эта информация была еще более закрытая.

- Премьер-министр Николай Азаров заявил, что 15% подоходного налога, который сегодня платят физлица, - очень низкая ставка. Ниже уже просто некуда. Вы с этим согласны?

- По сравнению с чем низкая или высокая ставка? Почему мы не говорим о том, какие отчисления идут в различные фонды? Наверное, нужно считать, сколько предприятию обходится содержание человека и сколько из этих денег он получает потом на руки.

Но все-таки я бы не сказал, что у нас налоговый пресс уж очень сильный. Проблема сегодня в другом - в том, как налоги сегодня платятся. У нас большинство людей получают заработную плату «в конвертах». И путем примитивного администрирования, с увеличением сотрудников налоговой службы, мы ничего не добьемся. Предположим, инспектор задает человеку вопрос: «Послушай, а где ты взял новую машину?» А тот спокойно может сказать, что бабушка когда-то в тумбочке оставила деньги. Он эти деньги нашел только сегодня и пошел тут же их потратил. Доказать обратное государство не может. Потому что нет законодательной базы.

Нашему государству всего лишь 19 лет, и мы не прошли еще всех этапов становления. Поэтому фискальная система пока развивается. Но нам необходимо понять, что был упущен самый важный момент за все эти годы – мы не прошли так называемую нулевую точку отсчета.

- Вы хотите сказать, что нужно было давно провести налоговую амнистию?Почему она все-таки не состоялась?

- Потому, что мы все время говорили о том, что она должна быть платной. Но это социально несправедливо. Человек может возразить: «Если мы государством стали в этот момент, почему я должен заплатить налог со всего, что у меня было раньше?» 

- Но какой тогда смысл ее вообще проводить? Что получит государство, если я признаюсь, что припрятала миллиард?

- Дело в том, что капитал имеет свойство расти. И любой бизнесмен утром встает и идет на работу для чего? Для того, чтобы увеличить свой капитал. Если у Вас есть миллиард, то Вы уже не думаете о том, чтобы заработать десять тысяч долларов. А уже думаете о том, как из этого миллиарда сделать два или полтора. Вы нанимаете специалистов, которые разрабатывают план по инвестированию этих денег, улучшению работы компании и т.д. Если Вы перешли в легальный сектор, задекларировали свое имущество, то будете стремиться к тому, чтобы капитализация вашего бизнеса, ваших институтов собственности, увеличивалась. А вот уже с разницы Вы будете платить налог. То есть, сегодня Вы не платите ничего, и завтра Вас никто не заставит заплатить, потому что де-юре у Вас ничего нет. Нет до того момента, пока Вам не предъявили какие-то требования.

- Если все так идеально, почему сегодня практически половина бизнеса находится в тени? Что ему мешает легализоваться?

- Государство сегодня не дает возможности бизнесу стать легальным. Потому что ему единоразово нужно заплатить достаточно много денег. Платная «нулевая точка» в нашем обществе не пройдет. Возможна только бесплатная «нулевая точка». Нужно заранее - за шесть-девять месяцев, объявить о том, что с первого января следующего года они могут задекларировать все свое имущество. Но сделать это необходимо обязательно. Чтобы все люди, достигшие совершеннолетнего возраста, задекларировали свое имущество: машины, дома, квартиры, земельные участки.

Надо забыть о том, легальные это заработки или нелегальные, а просто задекларировать все, что человек может предъявить как свою собственность.

- С бизнесом более-менее понятно, но что такое декларирование даст простому гражданину?

- Это даст наличие средств у государства на исполнение своих обязательств по социальным гарантиям.

- Каким образом у государства появится больше средств, если мы не платим налоги при подобной амнистии?

- Если мы с Вами просто возьмем калькулятор и посчитаем количество автомобилей, которые были проданы на украинском рынке за последние пять лет, а потом посмотрим, сколько было реально задекларировано доходов, я думаю, что эти суммы не совпадут в сотни раз. Вы спрашиваете, что это даст рядовому потребителю? Человек задекларировал свои активы. И при покупке какого-либо автомобиля в следующем году он уже не сможет сказать, что продал велосипед, чуть-чуть добавил денег и купил новую машину. Ему нужно будет заплатить налог с новых активов.

- Стоит ли придумывать что-то новое в налогообложении физлиц? Может воспользоваться мировой практикой?

- Когда ездишь в туристические или деловые поездки в европейские страны, то невольно обращаешь внимание на то, что в барах, магазинах люди, расплачиваясь, обязательно забирают с собой чеки и коллекционируют их. Очень интересно наблюдать, как наши соотечественники отказываются от фискальных чеков, потому что не понимают, зачем он им нужен. Продавцов очень удивляет подобная реакция. Они иногда бегут вдогонку туристам, пытаясь вручить этот чек. Зачем они это делают? В чем проблема? А проблема в том, что во многих европейских странах эти чеки необходимы для того, чтобы обосновать ваши расходы на себя. Дело в том, что механизм налогообложения физлиц работает следующим образом. Вы заявительным образом говорите, сколько вы заработали за этот месяц, а потом показываете свои расходы. Вам не нужно брать справки с места работы или еще какие-то другие документы. Вы просто показываете все, что вы потратили на себя или на содержание своих детей, своей семьи. Кстати, муж и жена не могут декларировать одни и те же расходы. То есть, Вы сходили в ресторан поужинать или пообедать, Вы купили себе новую рубашку, галстук или носки - это все ваши расходы. Налог вы платите с разницы между доходами, о которых Вы заявили, и Вашими расходами.

- Сколько процентов составляет эта разница?

- В каждой стране по-разному. В Великобритании сейчас доходит до пятидесяти процентов. Например, Вы заработали сто гривен, а на осуществление своей жизнедеятельности в этом месяце потратили семьдесят. В этом случае с тридцати рублей Вы заплатите половину.

Естественно, существуют и страховые взносы, и платежи на пенсионное обеспечение, медицинское и т.д. Я попытался описать Вам лишь общую характеристику. Хотя по каждой стране можно говорить отдельно и очень подробно. Но в принципе, метод расчета налогооблагаемой суммы примерно одинаков для всех.

 - И все-таки вернусь к вопросу о том, почему налоговая амнистия не была проведена? Неужели нельзя было достигнуть какого-то компромисса?

 - В последние несколько лет мы находились в постоянном процессе политических войн. И у государства в принципе не было такой возможности. Дело в том, что реформа возможна лишь тогда, когда у власти есть запас 4-5 лет. Потому что любые реформы связаны с потрясениями в обществе. У нас такого времени не было. Вот сейчас появилась такая возможность у нового правительства, у президента. Очень важно, например, провести реформу тарифной системы. К сожалению, по тем действиям власти, которые сегодня есть, мы видим, что эти надежды, скорее всего, не оправдаются. Уже принят бюджет и программа социально-экономического развития Украины на текущий год, из которых видно, что никаких реформ, кроме повышения акцизных ставок, не будет.

- А как же расценивать заявления правительства о том, что в ближайшие месяцы будет подготовлен Налоговый кодекс?

- Безграмотное заявление вообще. Объясню почему. Потому что изначально законодательная система бывает англосаксонской или континентальной. Либо она основана на прецедентном праве, либо мы говорим о кодифицированном законодательстве. Могу Вас порадовать, у нас в стране - кодифицированное законодательство. Если все наши законы, которые касаются фискальной политики, сложить в стопочку - это будет кодекс. Ничего писать не надо.

- Вы хотите сказать, что у нас достаточно имеющейся законодательной базы и ничего не надо менять? В таком случае Вы сами себе противоречите.

- Я хочу сказать, что Налоговый кодекс у нас и так есть. У нас законодательство кодифицированное по своей сути. Поэтому ничего нового от названия не меняется.

Нам надо говорить не о форме, а о сути. О том, что мы собираемся изменить фискальную политику в налогообложении физлиц. К сожалению, на сегодняшний день физлица у нас нормально налоги не платят. Мы об этом все знаем, все говорим, но никто ничего не делает. Проблема не в стоимости акцизного сбора на водку или сигареты. Хотя там тоже есть проблема: должна быть единая ставка. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Ведь что такое акцизный сбор? Это налог, сдерживающий потребление. Либо на энергоресурсы, потому что их запасы малы у человечества. Либо на вредные вещи, связанные со здоровьем людей - это табак и алкоголь. Соответственно, если мы говорим о том, что этот сбор должен ограничивать потребление, то мы не станем разделять, что вреднее: сигареты с фильтром или без. И те и другие вредны одинаково. Акцизный сбор тоже должен быть одинаковым. Почему сегодня ведется полемика о разных ставках акциза на разные виды алкоголя? В теории человечество не должно обсуждать, что для него вреднее: крепленое вино или водка. И то, и другое для него плохо. Поэтому ставка должна быть единая, но ее необходимо пересчитывать в зависимости от крепости алкоголя. Потому что и цена на готовую продукцию разная.

В этом бюджете повышен акцизный сбор на пиво, что я считаю справедливым. Потому что в последние пять лет пивное лобби в парламенте было достаточно сильное, соответственно, вопрос об увеличении акцизного сбора не поднимался.

- Как Вы относитесь к идее о снижении ставки НДС до 17 процентов?

- Это проходило во всех странах мира. Но априори можно сказать, что такое новшество ни к чему не приведет. Потому что НДС платит конечный потребитель. А система коммуникаций (дистрибуции) между потребителем и производителем многоуровневая, в ней есть много составляющих (логистика, маркетинг, розница и т.д.). К тому же система налогообложения у нас каскадная. По нынешнему закону о бюджете на каждом этапе оплаты этого товара консолидированную ответственность несет фактически конечный продавец. Ну а платит за это потребитель. Мировая практика доказала, что при такой системе работы этого налога от его ставки ничего не изменится. С точки зрения доходов бюджета, я думаю, они могут уменьшиться. С точки зрения расходов потребителя такая новация ни к чему не приведет.

- А так хотелось помечтать, что у нас подешевеют товары…

- Нет, конечно. И не мечтайте. Вы хотите сказать, что кто-то из этой цепи посредников не захочет заработать больше, если уже есть цена на конечную продукцию? Повторяю, от изменения стоимости самого налога ничего не меняется.

- Как Вы считаете, стоит ли сейчас менять ставки единого налога?

- Скажите мне, пожалуйста, как получается, что у нас вся розница работает на едином налоге? Например, все крупные супермаркеты. Второй момент. Почему у нас единый налог у нас в три раза меньше минимальной пенсии?

- Почему?

- Потому, что это тоже часть тарифной политики. И ее надо менять. Если у нас есть понятие прожиточного минимума или минимальной пенсии, то налог не может быть ниже.

 - Некоторые парламентарии активно выступают за то, чтобы все внеплановые проверки субъектов хозяйственной деятельности проводились только по решению суда. Вы поддерживаете такую законодательную инициативу?

- Я считаю, что это позитивный законопроект, потому что экономикой у нас на сегодняшний день занимаются не только фискальные органы, но и все силовые структуры: СБУ, УБОП, УБЭП, прокуратура. Я считаю, что экономическими вопросами должна заниматься исключительно налоговая служба. И только там, где речь идет о каких-либо взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности и государства. Если речь идет о хищении государственных средств - тогда подключаются МВД, СБУ и другие структуры. А у нас на сегодняшний день чуть ли не встречными проверками занимаются сотрудники милиции. Райотделы изобрели даже собственное «ноу-хау». Дело в том, что ст.205 Уголовно-процессуального кодекса (Фиктивное предпримательство) находится в юрисдикции как раз райотделов. Они договариваются по каким-то взаимоотношениям с налоговой милицией, она предоставляет им информацию, они возбуждают дела по 205-й статье. Потом идут в суд, добиваются разрешения на раскрытие банковской тайны, получают список контрагентов и начинают их всех опрашивать, проводить выемки документов. Естественно, вымогая у них взятки. В наш комитет поступает большое количество обращений по этому поводу.

- Как защитить предпринимателей от такой схемы работы милиции?

- Необходимо, чтобы органы прокуратуры четко реагировали на вопросы, связанные с подследственностью и четко разграничили полномочия. Законом о бюджете на 2010 год, программой социально-экономического развития не предусмотрено каких-либо реформ. Мы должны понимать, что все будут финансировать предприниматели.

Беседовала Татьяна Бодня, МАИР


 Газета "Левый берег": На Киевщине уничтожают бигборды Батькивщины

В Киевской области массово уничтожаются бигборды партии "Батькивщина", - об этом заявил председатель Киевской областной организации ВО «Батькивщина» Константин Бондарев. 
Об этом сообщили в пресс-службе облорганизации «Батькивщины».

По словам Бондарева, наиболее критическая ситуация в Мироновском и Васильковском районах, где всего за одну ночь уничтожили 30 бигбордов с политической рекламой «Батькивщины». Также посрывали борды в Броварах и Буче, сказал руководитель партийной организации.

«Закрытие каналов, ограничение в СМИ хоть какой-то информации об оппозиции, создание «клонов» «Батькивщины», подделка документов, угрозы чиновникам, а с недавних пор даже членам ЦИК, массовое уничтожение бигбордов оппозиции – все это похоже на агонию действующей власти. Власти, которая прибегает к любым средствам, чтобы по результатам местных выборов захватить власть на всех уровнях и установить полный контроль над страной. Понятно, что испортить бигборд легче всего ночью, но без «прикрытия» заинтересованных властных должностных лиц это сделать не легко», - отметил Бондарев.

Он подчеркнул, что как депутат Верховной Рады Украины от БЮТ, в соответствии со статьей 16 Закона «О статусе народного депутата», уже подал обращение в Главное управление Министерства внутренних дел Украины и прокуратуры Киевской области по выявлению лиц, повредивших бигборды «Батькивщины» в Киевской области.